Новости

Ресурсы МЭО для работы психолога в детском саду

В детском саду дошкольник проводит очень много времени, и люди, которые окружают его каждый день, оказывают огромное влияние на формирование его личности.

И это не только воспитатели, но еще и другие специалисты дошкольного образования: музыкальный руководитель, инструкторы по физкультуре и плаванию, логопед и, конечно, психолог.

Психолог в детском саду – фигура крайне важная. Он может подсказать воспитателям, как лучше взаимодействовать с тем или иным ребёнком в сложной ситуации, на ранних стадиях выявить отклонения в развитии воспитанника и обратить на них внимание родителей, помочь в процессе адаптации к детскому саду, а в подготовительной группе определить степень готовности к школе и дать полезные советы.

Система «Мобильное электронное образование» предлагает ряд рубрик и объектов для организации работы психолога в детском саду. Рассмотрим некоторые из них.

Важная часть работы психолога – это содействие в процессе адаптации в новых условиях.

Первые недели посещения детского сада, как правило, становятся непростым временем для детей, поэтому психолог должен работать сразу в трёх направлениях: индивидуальные консультации, работа с целым коллективом и с родителями.

Например, в МЭО самая первая тема в курсе для дошкольников 3-4 лет — «Мой детский сад», в котором есть объект «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», направленный на снятие напряжения и формирование симпатии к сверстникам.

Воспитатель (или психолог) предлагает послушать песенку и спрашивает, можно ли то же самое сказать о каждом в группе. В круг выходит один из детей, и педагог после слов «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Мишенька хороший, Мишенька пригожий» рассказывает о ребёнке, подчёркивая его достоинства (как он недавно поделился игрушками, как он умеет играть, какой он красивый и т. д.). Эта психологическая игра может проводиться в течение всего года, так как необходимо уделить внимание каждому ребёнку в группе, особенно актуальной она становится, если в группу приходит новичок.

Когда ребёнку требуется помощь психолога, то ему важно понимать, в какой семье растет этот ребенок, какие люди окружают его вне детского сада, как складываются их отношения. Для этого не нужно задавать прямых вопросов – на помощь приходят тематические занятия, посвященные семье. Они не только формируют элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединённых родственным началом, о функциях и обязанностях каждого члена семьи, о взаимопомощи и заботе о близких, но и дают психологу много ценной информации о той среде, в которой растет и развивается ребенок.

Например, работа с объектом «Парные картинки» в курсе для детей 4-5 лет (Занятие 13 «Я и моя семья») может рассказать о том, как в семье принято относиться к пожилым людям, помогают дети родителям, воспитывают ли в детях любовь к животным… Для более старших детей предусмотрена психологическая игра «Мамина и папина забота», в процессе которой затрагивается важная тема понимания ребенком своих прав (на приемлемый уровень жизни, на полезное и качественное питание и т.д)..

В рубрике «Блок психолога» педагоги могут найти множество объектов, направленных на снятие эмоционального напряжения (включая дыхательные упражнения), развитие эмпатии, понимания детьми собственных эмоций. Примером может служить игра «Глаза в глаза», когда предлагается встать в пары лицом друг к другу и, взявшись за руки, попробовать молча передать разные состояния (один ребенок показывает эмоцию, второй угадывает и называет ее, затем дети меняются ролями).

При определении степени готовности к школе психолог использует все накопленные им за несколько лет знания о каждом ребенке. Необходимо учитывать, что важно не только интеллектуальное развитие, внимание, память, речь, но и само желание идти в школу, понимание учебной задачи, которое должно быть основано не на представлениях о ролевой игре или внешних атрибутах, а осознании познавательного значения учебы, умении действовать по заданным взрослым правилам.

Курс МЭО для детей 6-7 лет содержит занятие «Скоро в школу!», где в рубрике «Блок психолога» приводится методика Л.А. Венгера для определения уровня мотивации дошкольников. И это не только подробная инструкция для психолога, как провести это исследование, но и само тестирование в форме озвученной интерактивной игры, где ребенку необходимо выбрать и отметить синий или красный кружок, в зависимости от того, какой вариант ему больше понравился. Кроме того, приводится информация о том, как интерпретировать полученные результаты.

Таким образом, «Мобильное электронное образование» предлагает педагогу-психологу множество объектов, инструкций и методик, которые могут быть полезны при организации различных психологических игр, проведении нужных тестирований, получении важной информации о психологических особенностях воспитанников, а также могут помочь детям лучше понять себя и друг друга.

Автор: Елисеева Виктория