Новости

Экологическое воспитание дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед дошкольным образованием ряд задач, целью решения которых в конечном итоге является формирование целостной интеллектуально развитой духовно-нравственной личности.

Одним из важных элементов этого процесса можно назвать экологическое воспитание.

Представление о бережном отношении к природе, о здоровом образе жизни, эмоциональная отзывчивость и эстетические переживания, вызванные явлениями природы, становление моральных и экологически ценных норм и правил поведения – это те самые основные моменты, которые мы имеем в виду, говоря об экологическом воспитании.

И эта сфера согласуется со всеми пятью образовательными областями, реализующимися в дошкольном образовании.

 В ЦОС «Мобильное электронное образование» экологическое воспитание осуществляется с помощью организации различных форм деятельности дошкольника: игровой, познавательной, практической и художественно-эстетической.

Например:
  • в курсе «Дошкольное образование для детей 3-4 лет» в теме №10 «В гостях у леса», используя интерактивный объект «Ведем себя в лесу правильно», дети учатся экологически грамотному поведению на природе.
  • в теме №24 «Волшебница вода» ребятам предлагается игра «Учимся беречь воду», где необходимо проанализировать, на какой из картинок показано экономное расходование воды.
  • В курсах для детей 4-5, 5-6 и 6-7 лет вопросы экологического воспитания так или иначе затрагиваются во многих темах, посвященных временам года, животным, птицам и насекомым.
  • Кроме того, во всех этих трех курсах есть отдельные тематические недели (№28), в которых все пять занятий направлены на формирование экологической культуры дошкольников, навыков осознанной деятельности по защите окружающей среды, понимания собственной ответственности за свои действия в отношении природы.

Рассмотрим чуть подробнее тему «Заботимся о природе» для детей 4-5 лет. Методическая страничка педагога ориентирует воспитателя на основные цели, которые должны быть достигнуты (помимо развития речи, памяти, восприятия, внимания и т.д.): формирование социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, основ безопасного поведения на природе, первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, привитие любви к родной природе, повышение её ценности и значимости в глазах ребёнка.

Кроме того, на методической страничке в рубрике «Глоссарий» приведены слова, которые необходимо пояснить детям, в «Медиатеке» можно найти аудиофрагменты, а в «Хрестоматии» ­- стихотворения и короткие рассказы детских писателей, соответствующие теме занятия. В рубрике «Художественно-изобразительное сопровождение» размещены картины знаменитых художников.

Навыки экологически грамотного поведения формируются с помощью интерактивных объектов «Мусор и мы» (ребенок, нажимая на календарь, может увидеть, как много мусора он выбрасывает за тот или иной отрезок времени), «Очистим полянку» (вспоминая свои знания о цветах и геометрических фигурах, дети «сортируют» мусор, помещая его в разные контейнеры), «Правильно-неправильно» (предлагается выбрать картинки, где показано правильное поведение детей и взрослых на природе). 

В каждом занятии сформулировано большое количество интересных и актуальных вопросов, которые можно задавать детям в процессе игр и выполнения заданий.

И конечно, разговор с детьми о бережном отношении к природе будет неполным без практической деятельности. На занятии «Делаем поделки из бросового материала» с помощью презентации воспитатель может рассказать и показать, какие поделки и полезные вещи можно сделать из использованных бутылок, пакетов и фантиков.

В заключение необходимо отметить, что, как и в любой другой теме в МЭО, все физкультминутки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры также по смыслу связаны с экологией, что позволяет всесторонне погрузить детей в эту тему.

Не остаются в стороне и родители. В качестве совместной работы с детьми 4-5 лет предлагается проведение акции «Добрая крышечка» (сбор и изготовление поделок из крышек от пластиковых бутылок»), а с детьми постарше это, например, может быть проект «Жалобная книга природы родного края» с привлечением фотографий, рисунков и рассказов дошкольников. 

Автор: Виктория Елисеева

Чтобы получать еще больше экспертных статей, подписывайтесь на наши социальные сети:

Вконтакте

Фейсбук

Одноклассники