Новости

Научный эксперимент: влияет ли раннее обучение на формирование мозга человека

Американские исследователи провели масштабный эксперимент, который длился больше сорока лет, в нем участвовали 112 детей.


Им удалось установить связь между развивающими занятиями до 5 лет, тестами IQ и способностью получить высшее образование.


Для этого эксперимента из семей с низким доходом, уровнем образования матерей и отсутствием отца отобрали 112 детей в возрасте от 3 до 21 недель. Все эти малыши получали дополнительную медицинскую помощь, одинаковое питание (большинство детей находились на искусственном вскармливании смесью с высоким содержанием железа). К каждой семье закрепили социального работника, который следил за тем, чтобы у детей было все необходимое. То есть результаты не могли отличаться из-за этих факторов.

Далее половина группы пять дней в неделю занималась: с детьми разговаривали, предлагали книжки с картинками, развивающие игры. По мере того, как малыши взрослели, учебная программа смещалась в сторону обучающих игр. При этом даже на уроках, связанных с двигательными навыками, участников эксперимента подталкивали к разговору. Занятия проводили до наступления пятилетнего возраста.

Вторая группа получала социальную помощь, но не участвовала в образовательной программе. Далее за их будущим следили ученые, проводили опросы, тесты. Окончательные выводы о положительном влиянии обучения делали по достижении 40 лет.

«Мы пытались выяснить, может ли вмешательство способствовать развитию людей с более низким социально-экономическим статусом и нарушить циклы неблагополучия, которые передаются из поколения в поколение», — рассказали о целях исследования ученые в медицинском журнале Journal of cognitive neuroscience, который посвящен вопросам когнитивной нейробиологии.

Итоги эксперимента дали неожиданные результаты. Благодаря раннему вмешательству в развитие ребенка, тесты IQ и успеваемость в школе были значительно выше — такая тенденция наблюдалась до достижения испытуемыми 21 года. А вот различия в поведенческих достижениях (образовании, карьере, семейной жизни) сопровождали «группу вмешательства» на протяжении всего срока наблюдения.

В дополнение к поведенческим и интеллектуальным критериям, у нескольких участников эксперимента, оценили размеры головного мозга (при помощи МРТ). Оно касалось пяти областей: левой нижней лобной извилины и левой верхней височной извилине, которые отвечают за развитие речи, правой нижней лобной извилины и двусторонней АСС — от них зависит когнитивный контроль, двусторонний гиппокамп, так как с его объемами напрямую связаны невзгоды, включая бедность.

У «группы вмешательства» показатели были выше, чем у тех, с кем не занимались.

Исследователям удалось подтвердить теорию, что на развитие детей огромную роль играет окружение и возможность получать дополнительное образование.

Источник