Новости

Как внедрить примерную рабочую программу воспитания в детском саду?


Как внедрить примерную рабочую программу воспитания в детском саду?


18 августа состоялась Международная научно-практическая конференция "Организация системы воспитательной работы в условиях всеобщей цифровизации образования".

Одним из спикеров конференции выступила Скоролупова Оксана Алексеевна, руководитель Центра дошкольного образования ООО «Мобильное Электронное Образование», почетный работник общего образования РФ, Федеральный эксперт -член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ


Тема выступления: "Внедрение в работу дошкольной организации примерной рабочей программы воспитания".


Участники конференции много писали о практической ценности выступления Оксаны Алексеевны и мы решили опубликовтаь его в виде текста для тех, кому удобнее читать, а не смотреть видео. Далее - прямая речь Оксаны Алексеевны. С записью конференции Вы можете ознакомиться по ссылке

Поездки по регионам в процессе августовских совещаний показывают, что у многих детских садов возникают трудности при написании программ воспитания. Сама практическая составляющая воспитательного процесса в детском саду, это, можно сказать, привычная работа, привычная составная часть, привычный компонент работы любого воспитателя. Но всё это мы должны еще и оформить документально. Важно правильно расставить акценты.

При этом мы руководствуемся двумя основополагающими документами, которые определили приоритетные направления государственной политики в сфере дошкольного образования:

·Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204, который определил перспективы социально-экономического развития России до 2024 года
·Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474, который продлил эту стратегическую перспективу на период до 2030 года.

Как видите, формулировка целей и целевых показателей здесь совпадают. Таким образом, мы попадаем в такую ситуацию, когда воспитательная работа не становится одноразовой акцией. Воспитательная составляющая деятельность любой образовательной организации становится непременным атрибутом любого образовательного процесса, непременной составной частью любой образовательной программы (общеобразовательной или профессиональной) и это перспектива нашей работы, как минимум, на ближайшие 10 лет.
Мы возвращаем приоритетную роль в системе воспитания, обучения и развития обучающихся на любом уровне образования.

В исполнение этих указов был утвержден Федеральный «закон о воспитании» № 304-ФЗ, который внес изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации» установив, что образовательная программа включает в себя еще одну составную часть - рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.
Сейчас нормативная база федерального уровня не удовлетворяет новым требованиям, так как у нас с вами примерные основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования существуют отдельно (они внесены в госреестр в виде отдельных документов). Примерная рабочая программа воспитания - это также отдельно утвержденные документы, которые пока не интегрированы в содержание основных образовательных программ.

В этих условиях образовательные организации вынуждены достаточно оперативно использовать заложенное в законе "Об образовании" право и компетенцию на самостоятельную разработку рабочих программ воспитания дошкольных образовательных организаций. При этом образовательная организация должна самостоятельно определить, каково приоритетное направление воспитания, так как в каждой образовательной программе любого детского сада воспитательные задачи реализуются наравне и в комплексе с задачами развивающими и обучающими. Но речь идет о том, чтобы создать один документ, не переписывая основную образовательную программу.

Так какие же выбрать приоритетные направления воспитания?

У нас есть классика дошкольного воспитания, в который любой учебник дошкольной педагогики определяет пять направлений воспитания: трудовое, духовно-нравственное, умственное, физическое и психическое. И если мы начнем строить содержание нашей рабочей программы воспитания вокруг этих направлений воспитательной работы, то по сути дела, мы охватим всю жизнь ребенка в детском саду. Тогда рабочая программа воспитания поглотит основную образовательную, станет документом достаточно большим и не очень удобным в использовании. В этом случае теряется смысл создания рабочей и работающей программы воспитания.

Мы можем взять приоритетное направление воспитания в формулировках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Я специально привожу цитату из второй статьи, в которой определяются основные понятия закона. Второй частью в этой статье идет определение понятия воспитания. И в этом определении, в самом Федеральном законе, уже очень легко можно увидеть и вычленить те слова, которые относятся к четырем приоритетным направлениям воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое и трудовое воспитание.

Еще один документ стратегического значения, правда, рангом пониже в иерархии нормативных правовых актов - распоряжение Правительства Российской Федерации, которое утвердило стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. И здесь также есть гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое и экологическое воспитание. Это перекликается с положениями Федерального закона. Здесь же есть физическое развитие и культура здоровья.
Кроме того, с 1 июля была утверждена примерная рабочая программа воспитания на уровне дошкольного образования. Она размещена во ФГОСреестре и предусматривает такую же структуру, как и основная образовательная программа. Это опять-таки соответствует логике закона, согласно которому рабочая программа - это часть основной образовательной программы. Значит, в ней также присутствует целевой содержательный и организационный раздел.
Но вот в рабочей примерной рабочей программе воспитания появляются такие направления воспитания, которых мы до этого не видели. Дошкольная образовательная организация должна понять и принять такие направления воспитания, как: социальное, познавательное, этико-эстетическое.

Таких определений в дошкольной педагогике или в документах более высокого уровня мы пока не встречали. В этом и заключается одна из трудностей для дошкольных образовательных организаций.

При этом дошкольные образовательные организации должны понимать, что сама примерная программа воспитания носит не нормативный, а лишь нормативно-рекомендательный характер.

То есть, если выстроить иерархию законодательства Российской Федерации:
Самый верхний уровень занимает наш основной закон - Конституция,
затем идут Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы и кодексы, далее нормативные акты Правительства, приказы Федеральных Министерств и ведомств Федеральных служб, и в самом низу этой иерархии - наши нормативные рекомендательные документы, а примерная рабочая программа воспитания именно таковым и является.

Не нужно забывать о рекомендательном характере, поэтому мы можем использовать в этой программе все, что действительно считаем важным и нужным. Сама программа строится не только с учетом каких-то приоритетных направлений воспитания, но и с учетом базовых ценностей, которые мы воспитываем в наших детях, начиная со школьного возраста.

Кроме того, есть очень хорошее соответствие между теми приоритетными направлениями, которые определены в нашей примерной рабочей программе воспитания и приоритетными направлениями, которые мы можем сформулировать согласно закону или стратегии развития воспитания.


Нужно построить преемственность между этими направлениями и показать взаимосвязь между ними. И в этом заключается огромная трудность для дошкольных образовательных организаций. 

Главная трудность в том, что в нашей примерной рабочей программе нет методических рекомендаций. В ней выделены новые направления воспитания, которые нужно осмыслить, понять и еще раз построить взаимосвязь между традиционными приоритетными направлениями, сформулированными в законе и стратегии и теми, которые появились в примерной программе воспитания.

Еще одной трудностью у дошкольных образовательных организаций является некоторая пассивность отдельных муниципальных методических служб, которые плохо себе представляют, каким образом они могут осуществлять сопровождение детских садов, создание и, затем, реализацию рабочих программ воспитания.

Не в обиду сказано муниципальным методическим службам, но их специалисты, очень ответственно подходя к своей работе, все-таки порой робеют оказывать методическую поддержку там, где сами пока не слишком компетентны. То есть, мы говорим о необходимости обучения и на этом уровне.

Дошкольные образовательные организации говорят: "Дайте нам какую-то основу". Рабочая программа воспитания - это и есть та основа, но как с ней работать - пока что не все знают и умеют. Здесь ведь не получиться что-то у кого-то взять, скопировать или списать так, чтобы получилась хорошая рабочая программа. Все-таки в законе (в новой статье) закреплена компетенция дошкольной образовательной организации по самостоятельной разработке и утверждению рабочих программ воспитания - это обязательно нужно иметь ввиду. А то, что касается методической поддержки, то вы в том числе, помимо своих муниципальных методических служб, региональных институтов развития образования можете привлекать и ресурсы компании МЭО, которыми создана своя модельная программа.

Я призываю вас вспомнить, каким образом мы с вами работали над созданием наших основных образовательных программ. В 2014 году после выхода стандарта нам была дана примерная основная образовательная программа, но мы прекрасно понимали, что для создания основной образовательной программы этих общих документов действительно маловато.

Поэтому у нас появились: комплексная, парциальная образовательная программа, развивающие технологии. Они позволили наполнить основную образовательную программу дошкольного образования практикоориентированными смыслами, сделали эту программу не пустым документом, написанным для отчётности, а действительно «живым организмом», который помогает педагогам реализовать положение стандартов своей педагогической деятельности.

Точно также между положениями Федерального закона, между положениями Стандарта дошкольного образования, примерной рабочей программой воспитания, и рабочей программой воспитания детского сада необходима дополнительная прослойка, которая называется модельной рабочей программой воспитания.
Сейчас самые продвинутые авторские коллективы, которые в свое время создали комплексные образовательные программы дошкольного образования, занимаются разработкой рабочих программ воспитания на основании своих комплексных.
Такая же модельная рабочая программа воспитания разрабатывается у нас в компании "Мобильное Электронное Образование". Мы даже будем проводить курсы повышения квалификации по этой тематике (узнать больше).

Вы можете получить доступ к этой модельной программе и понять, как ее реализовать для создания своих рабочих программ мы приглашаем вас пройти курсы повышения квалификации по теме "Рабочая программа воспитания ДОО: разработка и реализация" и выделить те приоритеты, которые вы сможете включить в обязательную часть вашей рабочей программы и те направления воспитания, которые являются приоритетными для конкретного детского сада.

Направлять заявки вы можете по ссылке или директору Академии цифрового образования МЭО: Светлане Николаевне Анихиной svetaah@list.ru

Тогда действительно, у вас получится жизнеспособный документ, который поможет педагогам реализовать ту самую воспитательную составляющую образовательного процесса, наполненную новыми смыслами, ориентированную на разработку ценностей, в том числе, через традиционные и понятные педагогам виды и направления воспитательной работы, про которые мы уже говорили.  

Наши программы повышения квалификации помогут вам не только создать эффективный документ «Рабочая программа воспитания дошкольной образовательной организации», но и грамотно и эффективно реализовать в практической педагогической деятельности все положения этого документа.

По итогу программы слушатели смогут скорректировать ООП ДОУ и локально-нормативную базу ДОУ под текущие требования законодательства РФ и требованиям к формированию системы управления качеством дошкольного образования на региональном уровне.
Получить более подробную информацию можно, оставив заявку по ссылке